День Святого Бориса
Икона святого Бориса-Михаила
|
2 мая Имя Борис в Болгарии очень распространено (по этимологии восходит к старотюркскому „бьори” – волк, или к алтайскому „барс” – тигр). В отличие от России, где оно связано прежде всего с именами святых мучеников Бориса и Глеба, к югу от Дуная его связывают с болгарским князем Борисом Первым Михаилом. Болгарская церковь принимает его как равноапостольного святого, так как именно он принял христианство, а также способствовал утверждению нового славянского письма. Князь Борис управлял Болгарией с 852 по 889 г. Время это поистине можно назвать переломным. Еще в начале своего правления сын хана Персиана ощутил необходимость еще большей консолидации болгарских, фракийских и славянских племен на территории Балкан. Военный договор против общего врага – Византии - между славянами и древними болгарами времен Аспаруха уже начал изживать себя. Культурный же и политический расцвет Второго Рима сулил нерадостные перспективы болгарскому ханству. В народе многие стали принимать христианство. Христианкой стала и родная сестра Бориса. В ситуации, когда и родственные племена севернее Черного моря – хазары и волжские болгары - нашли упование в иудаизме и в исламе, болгарский правитель решился принять христианство. Сначала он стал искать сближение с римо-католической церковью. Римскому папе Николаю Первому был отправлен список со 105 вопросами, призванными осветлить вопросы веры. Дело было почти решено, когда новый папа Адриан Второй, заменивший умершего в 867 г. Николая, неожиданно отказал Борису в назначении кардинала Формозы Портуенского главой болгарской церкви. Возникшие противоречия привели к созыву внеочередного заседания во время Восьмого вселенского собора (869 – 870 г.), на котором было решено, что болгарская церковь будет устраиваться по византийской модели. Это в конце концов пришлось по вкусу Борису, принявшего во время торжественного крещения в Константинополе свое новое христианское имя Михаил – он располагал возможностью своей властью влиять на решения патриарха. С 879 г. Константинополь и вовсе объявил болгарскую церковь автокефальной, что еще больше усилило позиции князя. Конец девятого века был ознаменован еще одним крупным событием. Борис Первый принял изгнанных из Великоморавии учеников Кирилла и Мефодия (Наума, Ангелария и Климента) и предоставил им великолепные условия для развития их дела. Созданные две книжные школы – в Охриде (нынешняя Македония) и в болгарской столице Плиске – заложили основы культурному расцвету Болгарии. Задолго до Реформации церковные службы на Балканах стали вестись на всеми понятном церковно-славянском языке. То, о чем мечтал Константин-Кирилл – разрушение модели триязычия и достижение христианской веры до сердца любого верующего на его родном языке – сбылось. Были созданы все условия не только консолидации широких народных масс на основе новой веры и живого славянского письма, но и будущего культурного влияния на восточных славян. Наступил Золотой век Болгарии. Смотреть другие праздники Болгарии |