День Косоворотки
День Косоворотки: День апостолов Петра и Павла, день начала на Руси сезона сенокоса
|
12 июля Косоворотка: один из главных символов национальной самоидентификации русского народа; Косоворотка: уникальное явление русской культуры. Она есть только в России; Косоворотка: символ мужского благородства и красоты; Косоворотка: обладает большим утилитарным потенциалом. От высокой моды до повседневной одежды, а ее адресная аудитория – безгранична! Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя ВладимироСуздальской Руси, первого Российского Самодержца, при котором политический и экономический центр Древней Руси переместился с Юга-Запада на Северо-Восток. «Первым великороссом Руси» именовал великого князя В.О. Ключевский. Не удивительно, что именно во время правления Андрея Боголюбского в землях, которые в последствии сформировали остов Великороссии, косоворотка начала свое победное шествие с тем, чтобы уже в новое время (XVII—XIX вв.) стать исключительно русской народной рубашкой. Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство. Но поистине безграничной была преданность косоворотке со стороны русского крестьянства – базисной основе Российского Государства. С крестьянством связана красивая и символическая семейная традиция дарения родителями новой косоворотки взрослому сыну на начало сенокоса. Традиционно, это случалось 12 июля (29 июня по старому стилю) в День апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивался Петров пост, в деревнях и селах их жители готовились к сенокосу. Сенокос длился обычно две-три недели и считался в русской деревне трудной, но праздничной порой: и женщины, и мужчины одевали на сенокос праздничную одежду, после работы устраивались хороводы, игры и пляски. Издавна в этот день – 12 июля — родители одаривали своего взрослого сына новой косовороткой, в которой он выходил в мiр полноценным взрослым тружеником. Установление праздника «День косоворотки» призвано возродить в российском обществе в целом и каждой российской семье, в особенности, традицию ношения косоворотки как элемента национального костюма русского народа, а также его дарения родителями своим сыновьям с пожеланиями быть настоящими тружениками России. Празднование Дня косоворотки предлагается проводить ежегодно, 12-го июля. Это день апостолов Петра и Павла и начала сенокоса, в который у русского крестьянства было принято дарить взрослым сыновьям новые косоворотки, которые одевались именно в сенокосную пору. Празднование Дня косоворотки призвано знаменовать начало новой государственной политики по укреплению патриотических начал воспитания русского народа как государственно образующего народа России в союзе и братстве со всеми коренными народами нашего Отечества. Стихи и проза о Русской косоворотке«Вчера я – чтобы петь в народном хоре – Рубаху нашу русскую надел, Испытанную в радости и в горе, И лет на десять враз помолодел!» ВАЛЕРИЙ МУХИН «О русская косоворотка, рубаха питерской среды, ты пахнешь песнею и сходкой, ты знаешь пляску и труды! Ты храбро шла путем богатым — через крамольные кружки, через трактиры и трактаты, и самодельные гранаты, и сквозь конвойные штыки.» Я.В. СМЕЛЯКОВ «Старая косоворотка, Мой оберег, талисман, Зло отведёшь. Знаю чётко. И не пропустишь обман.» СВЕТЛАНА ЮЛИНА «– Скажи мне, милый человек, Кузьмич крутил свою «цигарку.» – Косоворотку в прошлый век Носил я (сплюнул для порядку). – Не я один. У всех была. Застежка ворота здесь, с боку. Суровый холст. Он был из льна. Износа не было и сроку.» НИКОЛАЙ ЦВЕТКОВ «Когда Клычков шел по улице, на нем нельзя было не остановить взгляда. Он весь был особенный, весь самобытный. Только ему могла идти его «летняя форма одежды»: выглядывавшая из-под пиджака, обычно синяя косоворотка и шляпа, из-под которой выбивались черные вьющиеся волосы. Шляпа и косоворотка не создавали кричащего разнобоя. У Клычкова это воспринималось именно как сочетание, хотя и несколько странное. Глаз привыкал к нему не сразу, но, привыкнув, уже не мог представить себе Клычкова одетым на какой-то один покрой.» Отрывок из книги Любимова Н.М. «Неувядаемый цвет». «– Ах, боже мой! – воскликнула Ксения Капитоновна и всплеснула руками. – Ты вечно язвишь, а я тебе дело говорю. Ты посмотри, в чем ходят сегодня люди! Вспомни наконец: Киров носил косоворотку, Бухарин носит косоворотку, даже твой обожаемый Орджоникидзе носит все ту же русскую косоворотку…» Отрывок из книги Мануйлова В. «Жернова» Смотреть другие праздники России |