День памяти жертв Холокоста
«Апокалипсис Холокоста». Фотоколлаж Льва Левинсона (Израиль)
|
21 апреля (дата для 2009 г.) День Катастрофы и героизма европейского еврейства - установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны. Причины враждебного отношения к евреям восходят к глубокой древности. Следует отметить, что до победы христианства гонения на еврейскую религию носили спорадический характер и были кратковременными, хотя порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана, Адриана). С утверждением христианства начался многовековой период правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев. Крестовые походы резко усилили в христианском обществе антиеврейские тенденции. Многие еврейские общины Северной Франции и Германии были полностью уничтожены. Антисемитизм, как идеология и политическое движение, направленное на борьбу с евреями, возник в конце 70-х гг. XIX в. в Германии. Постепенно антисемитизм становился составной частью программы политических партий и оружием в политической и пропагандистской борьбе. Само значение понятия «антисемитизм» указывает на то, что евреев считали не людьми другого вероисповедания и не людьми другой национальности, а представителями особой расы. Антисемиты настаивали не только на том, что евреи относятся к особой расе, но и на том, что эта раса невыгодно отличается от всех прочих. Они утверждали, что евреи по своему интеллектуальному и физическому развитию стоят ниже арийцев, особенно принадлежащих к «тевтонской», или «нордической» расе, - «лучшему цвету на древе человечества». Антисемитское движение не ограничивалось Германией. Вскоре оно распространилось на Австро-Венгерскую империю, где в 1882 г. в Тиса-Эсларе состоялся средневековый по мрачности процесс: еврея обвиняли в ритуальном убийстве. Даже Франция, при всех своих традициях «свободы, равенства и братства», оказалась заражена микробом антисемитизма. Здесь события достигли апогея в 1894 г., во время суда над Альфредом Дрейфусом. Новый подъем воинствующего антисемитизма обозначился в Германии в конце Первой мировой войны, но широкие круги населения в этой стране он охватил лишь после ее поражения и прихода к власти социал-демократов. С превозношением «расы», «крови» и прочих символов, вошедших в арсенал националистического мифотворчества, антисемитизм распространился среди широких слоев немецкой общественности. Кризис, парализовавший мировую экономику в 1930 г., сильно ударил и по евреям. Антисемитизм в Германии принимал все более крайние формы. О наличии большого числа евреев в той или иной сфере деятельности говорили как о «еврейском засилье», удушающем национальную немецкую жизнь в любых ее проявлениях. Новые течения в литературе, искусстве и философии объявлялись вредными лишь на том основании, что их инициаторами были евреи. Уже во время обсуждения плана нападения против СССР, проводившегося в немецком генеральном штабе весной 1941 г., говорилось о ликвидации комиссаров, которые попадут в плен, а также евреев. В конце мая эсэсовцы организовали особый учебный лагерь для членов оперативных отрядов, задачей которых было уничтожение комиссаров, евреев и цыган. 20 января 1942 г. в Берлине состоялось совещание ряда руководителей нацистской партии и правительственного аппарата Германии, на котором был выработан план истребления еврейства Европы. На этом совещании (Ванзейской конференции) было оглашено распоряжение Геринга об «окончательном решении еврейского вопроса» и ответственности Гейдриха за его исполнение. Гейдрих кратко перечислил уже принятые меры по решению еврейского вопроса, прежде всего насильственный вывоз евреев. Он также сказал, что план окончательного решения еврейского вопроса включает в себя уничтожение 11 млн. евреев. Гейдрих был тем человеком, который отдал устный приказ убивать всех евреев. Механизм массового уничтожения евреев был приведен в действие и начал работать на полную мощность во всех странах Европы. Высылка производилась под различными предлогами. Евреям Польши сообщали об отправке на работы «лишних, не обеспеченных работой»; евреям Запада говорили о создании еврейских поселений на Востоке. Обман и средства маскировки для введения в заблуждение применялись до конца - до входа в газовые камеры. Обычно высылка проводилась поэтапно. Нацисты начинали со слабых с социальной точки зрения слоев: бедняков, беженцев, «чужих». У оставшихся создавалась иллюзия, что их это не касается. За первым этапом выселения следовал второй, затем третий, до полного «очищения» от евреев. Население большинства стран Западной Европы видело в нацистском антисемитизме составную часть оккупационной политики захватчиков и в определенных случаях демонстрировало свою солидарность с преследуемыми евреями. Неевреям, рисковавшим в годы Катастрофы жизнью ради спасения евреев, законом о сохранении памяти мучеников и героев (1953 г.) присвоено в Израиле почетное звание «Хасидей уммот ха-олам» (праведники народов мира). Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто. С первых дней его существования предпринимались попытки создания подпольных еврейских организаций для борьбы с немецкими властями и их подручными. Однако действительное Сопротивление было организовано лишь в октябре 1942 г., после того, как в гетто были получены достоверные сведения об участи, ожидающей депортированных евреев. Тогда была создана Еврейская боевая организация, в которой объединились подпольные военные организации. Подпольщики, несмотря на скудное вооружение, оказали немцам решительное сопротивление. 19 апреля 1943 г. (27 нисана по еврейскому календарю) немецкие части, применяя артиллерию и бронемашины, начали планомерное разрушение гетто и уничтожение его жителей. В течение пяти недель защитники гетто оказывали героическое сопротивление превосходящим силам врага. 16 мая 1943 г. ликвидация Варшавского гетто закончилась. День Катастрофы и героизма, Йом а-Шоа, отмечается 27-го числа месяца нисана. В этот день по всему Израилю звучит траурная сирена. На две минуты прекращается всякая деятельность, останавливается транспорт. Люди замирают в почтительном и скорбном молчании. Во многих домах зажигают поминальные свечи. В мемориальном музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме проходит официальная церемония поминовения жертв Катастрофы. Миллионы евреев, живущих в Израиле и за его пределами, читают в этот день заупокойную молитву «Кадиш». Смотреть другие еврейские праздники |