«Роза Лютера» - символ лютеранства
Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой - Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье. Не видите ль? Собравшися в дорогу, В последний раз вам Вера предстоит: Еще она не перешла порогу, Но дом ее уж пуст и гол стоит, - Еще она не перешла порогу, Еще за ней не затворилась дверь... Но час настал, пробил... Молитесь богу, В последний раз вы молитесь теперь. Ф.И. Тютчев Лютеранство - одно из первых по времени течений, возникших в протестантизме. Лютеранство, несмотря на свой солидный возраст (почти пять веков), - это, пожалуй, одна из самых неизвестных христианских конфессий обычному обывателю в нашей стране. Между тем, сейчас лютеранство является третьей по численности христианской деноминацией в мире и насчитывается 66,2 млн. членов. Наибольшее лютеранское население, по данным на 1994 г., было в Германии (14,7 млн.), США и Канаде (8,7 млн.) и Швеции (7,6 млн.), однако немало лютеран и в Африке (6 млн.) и в Индонезии (2,4 млн.). В России и других странах СНГ тогда было 265 тыс. лютеран. Так откуда же оно взялось, это лютеранство? Возникновение лютеранства связано с Реформацией в Европе в XVI в. Реформаторы (одним из которых был Мартин Лютер) вели борьбу за очищение Римско-католической церкви от существовавших недостатков, ее обновление в духе Библии и первых веков христианства. Эта борьба и привела к появлению первых протестантских церквей - лютеранской и реформатской. И уже 16 в. первые лютеране попали в Россию. Сейчас по всему миру много Лютеранских Церквей - все они, несмотря на некоторые богословские разночтения, входят во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Личность самого основателя Мартина Лютера не превозносится, он не является святым или пророком, но его герб (так называемая «Роза Лютера») исторически стал символом лютеранства и нередко изображается на книгах или скромно присутствует в храмах. В отличие от многих других протестантских Церквей, в Лютеранской Церкви осталось много связанного с католичеством. Многие вопросы, поднятые протестантизмом (об иконопочитании, посте, исповеди, почитании святых) были решены здесь не столь однозначно, как в других разновидностях протестантизма. С одной стороны, взяв, как и другие протестанты, за основу вероучения Библию, лютеране исключили из своей практики праздники богородичного цикла, дни памяти многих святых. С другой стороны, в Лютеранской Церкви осталось значительно больше праздников, чем у других протестантских Церквей, многие храмы носят имена святых, а их стены украшены не иконами, но алтарными картинами. К тому же лютеранское богослужение почти с самого своего появления было очень музыкально - лютеране ввели в свое богослужение орган (кто из нас не слышал музыку лютеранина Баха!), а затем и ряд других музыкальных инструментов, сочетая при этом песнопения на латыни и на других языках. Это смешение старых и новых элементов оказалось очень гармоничным и придает оригинальность и невыразимую прелесть этой религиозной традиции. Вот как описывает свое восприятие и впечатление от лютеранских богослужений О.Э. Мандельштам: Здесь прихожане - дети праха И доски вместо образов, Где мелом Себастьяна Баха Лишь цифры значатся псалмов. Разноголосица какая В трактирах буйных и в церквах - А ты ликуешь, как Исайя, О, рассудительнейший Бах! Высокий спорщик, неужели, Играя внукам свой хорал, Опору духа в самом деле Ты в доказательстве искал? Что звук? Шестнадцатые доли, Органа многосложный крик Лишь воркотня твоя - не боле, О, несговорчивый старик! И лютеранский проповедник На черной кафедре своей С твоими, гневный собеседник, Мешает звук своих речей... В целом, все лютеранские праздники можно разделить на несколько групп: - праздники, связанные с Христом (Рождество, Крещение, Пасха и др.); - праздники, связанные с евангелистами (Матфей, Марк, Лука, Иоанн); - праздники, связанные с апостолами, святыми, мучениками, пророками (Петр и Павел, Иоанн Креститель и др.); - праздники, связанные с памятными днями церковной истории (День Реформации и др.); - праздники, связанные с народными традициями (Жатва). Полный годичный круг лютеранских праздников можно разделить на два больших периода: рождественский и пасхальный. Началом рождественского периода, как и началом церковного года, является Адвент. Адвент (с лат. «пришествие») - период ожидания и подготовки к Рождеству Христову, который начинается в ближайшее календарное воскресенье к 30 ноября и длится около 4 недель. глубинный смысл Адвента заключается в ожидании тройственного пришествия: 1) пришествия «в полноте времен» (воплощение бога в Сыне, Иисусе Христе); 2) пришествия в Слове и таинстве (земное служение и новый Завет Спасителя); 3) пришествия в конце времен (второе пришествие Христа). Адвент - время покаянных размышлений над своей жизнью и ожидания праздника божественного искупления, т.е. ожидания не только Рождества, но и Пасхи. Рождественская часть праздников подготавливается Адвентом, достигает вершины в праздники Рождества и Богоявления. Пасхальная часть года начинается с праздников, связанных с Великим постом, достигает кульминации в дни Пасхи (Страстную неделю) и продолжается воскресениями после Пятидесятницы. Кстати, в лютеранстве, в отличие от Римско-католической и Православной Церквей, праздники Пятидесятницы и Троицы приходятся не на один день, а следуют друг за другом с недельным разрывом. Единственный праздник, который «выбивается» из пасхального круга, но в тоже время и роднит Лютеранскую Церковь с другими протестантскими Церквями - это Жатва (день благодарения за урожай). В России несколько этнических традиций лютеранства (немецкая, финская, эстонская, шведская, русская), каждый праздник может принести свои этнокультурные сюрпризы, варьироваться в зависимости от национальных особенностей празднующих его лютеран. Нередко, когда отмечают какой-то крупный праздник, его празднование продолжается концертом классической музыки (особенно любимы произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта и др. немецких композиторов), театрализованным представлением на русском, либо родном языке.
|
Значком * отмечены гос. выходные.
1 января
|
Новый год
В это день празднуют Новый год и Обрезание Христа.
Обрезание Христа, которое Он получил на 8-й день после рождения, подчеркивало его человеческую природу, его подвластность иудейским законам.
Обрезание, в данном случае, это еще и прообраз...
|
|
6 января
|
Католическое Богоявление
Праздник Крещения Христа. Свое название «Богоявление» получил потому, что при крещении Христа миру явилась Святая Троица: был глас Отца, было сошествие Духа Святого в виде голубя и произошло крещение Сына от Иоанна...
|
|
25 января
|
День обращения апостола Павла
По словам блаженного Августина, апостол Павел - один из столпов христианства, был дарован христианству как великий результат гибели христианского первомученика Стефана.
Подобно Стефану, Савл (Павел) не был уроженцем Иудеи. Он вырос в диаспоре,...
|
|
12 апреля
|
Лютеранская Пасха
Пасха – главный христианский праздник, так как вся христианская вера базируется на факте воскресения Христа. Это и самый древний христианский праздник. Имеются точные свидетельства и описания самого торжества, начиная с середины II в.: это был самый...
|
|
13 апреля
|
Пасхальный понедельник
Пасхальный понедельник празднуется в память о первом дне после воскресения Христа. В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и...
|
|
25 апреля
|
День памяти евангелиста Марка
Иоанн Марк был сыном Марии, в доме которой собирались ученики Иисуса Христа в Иерусалиме. Марк сотрудничал с Его учениками - святыми апостолами Павлом и Варнавою в их миссионерских путешествиях, а затем стал помощником св. Апостола Павла. По...
|
|
31 мая
|
Лютеранская Пятидесятница
Пятидесятница - день рождения Христианской Церкви. (Деян. 2:1-11).
Это день, когда на апостолов снизошел Дух Святой в виде языков пламени, и они стали проповедовать «о великих делах Божиих» (Деян. 2:38) на разных языках. Апостол Петр...
|
|
7 июня
|
Лютеранская Троица
В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков.
Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который...
|
|
25 июня
|
День Аугсбургского вероисповедания
В этот день лютеранство получило статус официальной религии в Германии, а протестантизм отвоевал в ней право на существование.
Аугсбургское вероисповедание - это основные положения веры первых лютеран, которые составил лютеранский богослов...
|
|
29 июня
|
День Святых Апостолов Петра и Павла
Апостолы Петр и Павел - два столпа христианства, являющиеся в некотором роде противоположностями друг друга. Взять хотя бы тот факт, что один из них - рыбак из Капернаума, а другой - ученый раввин, с потомственным римским гражданством.
Жизнь...
|
|
18 октября
|
День евангелиста Луки
Согласно преданию, Лука был сирийским врачом, из Антиохии, сопровождавшим апостола Павла. Лука пересказывал предания об Иисусе, на восточном побережье Средиземноморья, от Антиохии до Цезарии. Очень хорошо отзываясь о бедности, евангелист Лука сам...
|
|
31 октября
|
День Реформации
День Реформации - праздник в честь основания Евангелической Церкви.
В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века.
Как гласит...
|
|
18 ноября
|
День покаяния и молитвы
Признать свои ошибки? Согласиться с тем, что собственные поступки, действия оказались неправильными? Перед самим собой – с трудом, но как-то можно еще себе представить. Но сознаться в этом перед кем-либо другим, это же значит выказать слабость,...
|
|
25 декабря
|
Лютеранское Рождество
День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В основе праздника – библейская история о рождении в г. Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией. Праздник отмечают и католики и православные и...
|
|
27 декабря
|
День апостола и евангелиста Иоанна
Апостол Иоанн - автор одного из Евангелий Иисуса Христа и Откровения. Он был сыном Зеведея и Соломии - дочери святого Обручника Иосифа.
Он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в...
|
|